Универсальная сигнализация на микросхеме К561ТМ2



  Эта сигнализация может служить как для охраны автомобиля, так и для охраны различных помещений. В первом случае она питается от аккумулятора автомобиля, а во втором от электросети от через стандартный сетевой адаптер, допускающий выходной ток до 0,8 А (определяется током потребления используемой сирены) и напряжение 10-15V.
 Есть четыре входа для подключения внешних датчиков, которые могут быть как замыкающими, так и электронными, формирующими на выходе отрицательные импульсы или нулевой перепад логического уровня.
Включение и выключение сигнализации (постановка на охрану и снятие с охраны) производится снаружи объекта. Это можно сделать при помощи двух замаскированных герконов (например, расположены за остеклением машины и замаскированы различными наклейками), или при помощи какого-то электронного ключа, сделанного, например, на основе DTMF – кода или на основе систем ДУ аппаратурой. В этом случае управление может быть выполнено брелком с всего одной кнопкой (формирующей всего одну команду), при нажатии на которую на выходе приёмника-декодера формируется всего один отрицательный импульс. Однократное нажатие на эту кнопку будет либо включать сигнализацию, либо её выключать (то, есть, переводить в противоположное положение установленному ранее). Выбор типа управления (герконы или система ДУ) осуществляется установкой двух паянных перемычек со стороны печатных дорожек платы ( Р1 и Р2 ).

Индикация «включено / выключено» – при помощи светодиода.
На Рис.1 приводится схема сигнализации совместно с внешними устройствами, для варианта с управления герконами, тремя цепями контактных датчиков и одним электронным (которого может и не быть).
После включения питания схема может оказаться в любом состоянии, поэтому, после включения питания её нужно установить в нужное состояние при помощи герконов (или другого устройства).

Логика работы сигнализации задаётся D-триггером D1.1. Здесь используется то свойство D-триггера, что, при подаче отрицательного импульса на его вход С происходит его установка, заданное его логическим уровнем на входе D. То есть, если на D будет единица, то при срабатывании любого датчика цепь С1-R2 создаст импульс на входе С триггера и он установится в состоянии «1». Единица с его прямого выхода откроет ключ на VT1 и VT2 и через него подаст питание на сирену. Но, если на входе D логический ноль, то сигналы датчиков будут только устанавливать (или подтверждать установку) триггера в «0» и питание сирены включаться не будет.
Именно это и используется для постановки на охрану и снятия с охраны, – изменение логического уровня на входе D D1.1. А управляет этим изменением уровня второй триггер – D1.2. В зависимости от положения перемычек Р1 и Р2 триггер D1.2 работает либо как RS-триггер (положение показанное на схема сплошными линиями) либо как D-триггер (положение показанное прерывистыми линиями). В показанном на схеме положении перемычек триггер D1.2 работает RS-триггером (выход 12 микросхемы D1.2 – инверсный). Он переключается при помощи двух герконов SG1 и SG2. Замыкание первого из них приводит к выключению сигнализации, а замыкание второго – к включению. Включённое состояние индицируется свечением светодиодом HL1.

Продолжительность звучания сирены ограничивается цепью С3-R7. После того как триггер D1.1 установится в единичное положение, начинается зарядка конденсатора С3 через резистор R7 и как только напряжение на С3 достигнет порогового уровня единицы для КМОП-логики триггер принудительно перекидывается в нулевое положение. При указанных на схеме номиналах С3 и R7 продолжительность звучания сирены составляет около 20 секунд.
Диод VD5 служит для ускорения разрядки С1. Диод VD7 – защита от неверного подключения к питанию. Диоды VD1-VD4 не пускают на схему напряжение больше напряжения питания микросхемы D1 и развязывают относительно друг друга датчики исключая их взаимное влияние.

Стабилитрон VD6 защищает от превышении напряжения питания (от выбросов напряжения в сети автомобиля). Диод VD8 служит для защиты VT2 от возможной индуктивной составляющей нагрузки ( если параллельно сирене включить какое-то реле или если посредством реле включается более мощное сигнальное устройство).
 Детали. Датчики могут быть самыми разными. Важно, что контактные датчики должны замыкаться при срабатывании, а электронный датчик должен формировать на выходе любое количество отрицательных импульсов. В качестве контактных датчиков в автомобильном варианте могут служить дверные выключатели света в салоне, багажнике, моторном отсеке или аналогичные дополнительные датчики. При охране помещения в проёме дверей можно также установить автомобильные выключатели. Очень удобны, в этом смысле, выключатели света для моторного отсека автомобиля ВАЗ-2108 – ВАЗ – 2199.
Для управления включением-выключением служат малогабаритные герконы КЭМ-4, управляемые при помощи постоянного магнита, вмонтированного в брелок для ключей. Светодиод может быть любым, излучающим видимый свет.
Сирена – стандартная, 6-ти тональная для автомобилей.

источник: ” РАДИОКОНСТРУКТОР “, 01 – 2005, стр. 40-41